Цикл Эдвард: общие характеристики стиля

«Английский» интерьер неизменно ассоциируется с образами именно Викторианского стиля (Высокого Викторианского, если быть точным), однако стиль времен Короля Эдварда VII (Эдвардианский, 1901 — 1920) лучше подходит для современного воплощения в интерьере. Вместе с новым королем, ХХ век в Англии принес эволюционные перемены в повседневную жизнь, что значительно отразилось на интерьерной составляющей.

В первую очередь, большую популярность стали приобретать многоквартирные дома. По сравнению с отдельным домом, жизнь в апартаментах была удобнее, дешевле и безопасней. С появлением автомобилей отпала потребность в больших конюшнях. Консьерж в подъезде эффективно справлялся с почтой и посылками. Лифты упростили подъем на верхние этажи, а более продвинутая канализация и водоснабжение принесли туда комфорт и горячую воду круглосуточно.

В то же время тенденцией в интерьерах стало примирение стилей в угоду общему комфорту и роскоши. Дизайнеры принимали с уважением традиции Неоготики и Классицизма, но вместе с тем отходили от древних догм 16-18 веков. Это привело к частичной эклектизации дизайна, вместе с тем упростилась планировка помещений, что выразилось в следующем:

  1. В интерьерах могли иметь место самые разные стили: Французский, Георгианский, Ар-Нуво, Восточный (особенно японский и китайский), Искусств и Ремёсел… однако их реализация была обтекаемой, лишенной характерной остроты.
  2. Отдельные небольшие комнаты объединялись в большие многоцелевые пространства. К примеру, бильярдная, курительная и библиотека сливались в одну большую «мужскую» комнату.

В целом, Эдвардианский дизайн характеризуется значительно меньшим уровнем формализма, нежели предыдущий Викторианский стиль. Общей идеей стало упрощение и экономность без потерь в комфорте и приватности. В интерьерах традиции шли рука об руку со свободой и здравым смыслом.

Давайте рассмотрим интерьеры более детально.

Стены Эдвардианской эпохи могли содержать элементы сразу нескольких стилей, но наиболее популярными были Георгианские формы. В богатых домах был популярен французский стиль. Широко использовались обои, которые стали недорогими, а новые коллекции появлялись каждый сезон. Обоями декорировали фризы, а горизонтальные полоски обоев часто клеили над молдингами под самым потолком. Чрезвычайно популярны были тисненые обои: Линкруста и Анаглипта; они были недорогими, зачастую их красили. В целом, тенденцией было смешение материалов: крашеное дерево, деревянные панели, обои и гипс.

Потолки в свою очередь стали чище и проще, в основном по той причине, что в целом высота помещения снизилась. Карнизы перестали быть неотъемлемым атрибутом потолка. В продаже появилось множество готовых решений, украшенных различными орнаментами (самым популярным был стиль Роберта Адама). На потолках без украшений часто использовали галтели из полированного дуба, однако популярным решением также оставались обои на потолке с повторяющимся во все стороны переливающимся узором. Ещё одной новинкой, пришедшей из США, стали штампованные стальные потолочные панели, зачастую они имели классический узор. Распространение электрического освещения принесло отказ от сложных розеток, основная функция которых была в вентиляции.

В оформлении полов приобрела особую популярность шпунтовая доска. Самым распространенным материалом была сосна, а в домах посолиднее использовали вощеный или полированный дуб или тиковое дерево. В основных комнатах использовался также паркет, в особенности 1-дюймовыми планками, а более бюджетным решением стали готовые паркетные панели с более тонкими планками. Во входных зонах, ванных комнатах и кухнях старались использовать плитку из красного камня, причём особенно популярной была плитка нестандартных форм (например, шестиугольная). В ванных комнатах использовалась шахматная тональность плитки, а более дешевой и теплой альтернативой стал недавно появившийся линолеум (который, кстати, повсеместно использовался в подсобных помещениях). Новые технологии позволили имитировать мозаику из камня или мрамора, а вот настоящий мрамор оставался доступен лишь богатым клиентам.

Угольные кухни достигли высокой степени эффективности, но всё равно выходили чрезвычайно неудобными в уходе, хотя их всё чаще обкладывали глазурованной плиткой. В этот период стали появляться газовые плиты, экономящие пространство, несмотря на то, что были очень тяжелыми. Их делали из толстой стали, а рабочую поверхность обкладывали огнестойким кирпичом. Их структура во многом напоминала современную: духовка под конфорками. Электрические плиты, появившиеся в это же время, особой популярностью не пользовались.

Для экономии пространства стали значительно чаще использовать встроенную мебель, особенно гардеробные. В комнатах с низким потолком такие шкафы делались в полную высоту, а при высоких потолках их делали по высоте плеч, чтобы на верхних полках не заводились мыши. Считалось нездоровым не разделять спальное пространство и место хранения одежды и обуви. Порой встроенными делали комплекс из гардероба, комода и туалетного столика.

В Британских домах стало появляться электричество, хотя к 1910 году электрифицированы были менее 5% домов. Большинство использовало масло, уголь и свечи. Электрические светильники стиля Искусств и Ремёсел, имеющих смелый на то время дизайн, имели весьма ограниченную популярность. Наиболее ходовыми решениями дизайна электрических светильников были канделябры и рожковые светильники. В спальнях использовали стеклянные абажуры, а в общих комнатах использовали сложные бра, канделябры и стандартные лампы.

Статья написана для портала О Сантехнике

— Игорь Балькин