17.11.2018

Интервью с Алессандро Мендини

Интервью Алессандро Мендини назначил в своем ателье, расположенном на окраине Милана. Огромная студия сплошь заставлена прототипами его работ, образцами материалов и столами с компьютерами, за которыми скрючились неизменные корейские стажеры.

В первую очередь я прошу Мендини дать свою оценку прошедшего Миланского мебельного салона и сегодняшней ситуации в итальянском дизайне. Очаровательно и чуть стеснительно улыбнувшись, Мендини отвечает:

– Мне нравится, что во время iSaloni Милан на целую неделю превращается в эпицентр мировой творческой энергии и здесь возникает прекрасный хаос. А что касается итальянского дизайна, то, на мой взгляд, он стал каким-то поверхностным, связанным лишь с поиском новых материалов и технологий. В нем много логики и мало души. Я уверен, что в какой-то момент была допущена ошибка. Мы слишком легко сдались и приняли идею роскоши. И теперь для обновления дизайн должен пройти через что-то вроде моральной критики продукта. Знаю, что в моем возрасте браться за такое дело уже поздновато. Этим должны заняться вы, молодые.

Алессандро Мендини успел поработать в качестве главного редактора в журналах Casabella (1970–1976), Modo (1977–1980) и Domus (1980–1985). Из всех трех Modo был единственным журналом, организованным самим Мендини. В нем писали только о ­современном дизайне.
Алессандро Мендини успел поработать в качестве главного редактора в журналах Casabella (1970–1976), Modo (1977–1980) и Domus (1980–1985). Из всех трех Modo был единственным журналом, организованным самим Мендини. В нем писали только о ­современном дизайне.

Тут Мендини разводит руками. Я делаю предположение, что, возможно, этот процесс должен быть сродни эстетическому шоку, который случился на волне наступления минимализма после “золотых” 1980-х. Мендини соглашается:

– Да, что-то такое же по силе, но связанное не с формой и стилем, а с сущностью. И главное – что-то более человечное, ведь теперь мир гораздо жестче, чем раньше.

Интерьер публичной библиотеки в Ловере (Ломбардия), 2009.
Интерьер публичной библиотеки в Ловере (Ломбардия), 2009.

Сегодня многие архитекторы жалуются, что у них мало заказов, поэтому мне интересно, как обстоят дела у Мендини:

– Все всегда идет периодами. Сейчас я занимаюсь строительством двух частных домов и вдобавок курирую крупный проект Milan Design City в Сеуле. Там будет выставочный комплекс, музей дизайна, школа театра Ла Скала, консерватория. Вот такое неожиданное развитие Милана в другой части мира. И там верят, что итальянский дизайн – это сила. Только мы сами не верим.

Проект Триеннале, Инчхон (Корея), 2008.
Проект Триеннале, Инчхон (Корея), 2008.

Я расспрашиваю, почему интерьерных проектов в его практике было гораздо меньше, чем предметного дизайна?

– Действительно, интерьеров я проектировал не так уж много, но все равно считаю эту работу очень важной для себя. Любой интерьер состоит из комнат, а каждая комната – психологическое пространство, тесно связанное с человеком. Между ним и наполнением этого пространства должна обязательно возникать симпатия. К этому я стремился и тогда, когда оформлял отель Byblos Casa в Вероне. Там удалось создать абсолютно волшебную атмосферу, которую чувствуют даже те, кто приезжает всего на пару дней.