mouse

История дизайна: Айно и Алвар Аалто

Один из отцов и основоположников финского дизайна и скандинавского модернизма в целом Алвар Аалто закончил Политехнический институт города Гельсингфорса в 1921 году. К моменту окончания учебы он уже успел построить дом для родителей в Алаярви по своему проекту. С Айно он познакомился в 1924 году, когда она пришла работать в его студию — спустя полгода они поженились и с тех пор никогда не расставались, совместно работая над всеми проектами — будь то архитектура, предметный дизайн или дизайн интерьеров — вплоть до самой смерти Айно в 1949 году.

САНАТОРИЙ «ПАЙМИО» (1932)

Туберкулезный санаторий «Паймио», строительство которого закончилось в 1932 году, — первая серьезная архитектурная работа студии Аалто. Здесь все продумано до мельчайших деталей и следует единой цели: улучшить состояние пациентов с помощью целебного воздуха (пансионат окружен соснами), солнца и активного отдыха. Окна спланированы так, чтобы максимально использовать естественный дневной свет, на каждом из семи этажей корпуса предусмотрены просторные балконы (на них пациенты принимали воздушные ванны, лежа на кроватях), а на самом верху здания — терраса, которая идет вдоль всего корпуса. Всю мебель для этого проекта Алвар и Айно спроектировали сами, включая раковины для палат (из соображений гигиены у каждого пациента была своя), металлические кровати без острых углов, шезлонги, табуретки для переобувания, кресла для зала медитации.

Зал для медитации и релаксации санатория «Паймио» был укомплектован креслами специальной конструкции, которые позволяли пациентам дышать полной грудью

Зал для медитации и релаксации санатория «Паймио» был укомплектован креслами специальной конструкции, которые позволяли пациентам дышать полной грудью

Туберкулезным больным надлежало проводить несколько часов в полулежащем положении и дышать целебным лесным воздухом в специальном зале. Для него Алвар и Айно разработали специальное кресло особой конструкции, которая позволяла пациентам полулежать-полусидеть, полностью расслабившись, глядеть в потолок и дышать полной грудью. Из 41 оригинальных кресел до наших дней дожило лишь одно, но, к счастью, Paimio Chair было вновь запущено в производство и выпускается сегодня фабрикой Artek — на радость всем ценителям скандинавского дизайна! 

БИБЛИОТЕКА В ВЫБОРГЕ (1935)

Зал абонемента, расположенный в центре здания, не имеет окон. 57 световых фонарей в потолке позволяют летом обходиться без искусственного освещения

Зал абонемента, расположенный в центре здания, не имеет окон. 57 световых фонарей в потолке позволяют летом обходиться без искусственного освещения

Центральная городская библиотека Выборга — единственная постройка финского архитектора на территории России. Конкурс на ее строительство Аалто выиграл еще в 1927 году, но приступить к строительству удалось далеко не сразу: то не было средств, то протестовали местные жители, недовольные стройкой посреди городского парка. В итоге библиотека была достроена и открыта только в 1935 году, зато проект получился поистине революционным для своего времени. Книги на специальном лифте поднимались из хранилища до балкона, где летом можно было читать на свежем воздухе, освещение абонементного зала осуществлялось через специальные световые фонари в потолке, а волнообразный потолок лекционного зала обеспечивал уникальную акустику.

Табурет, разработанный архитектором для лекционного зала, стал одним из самых культовых дизайн-объектов Алвара Аалто и фирмы Artek

Табурет, разработанный архитектором для лекционного зала, стал одним из самых культовых дизайн-объектов Алвара Аалто и фирмы Artek

Мебель для библиотеки Аалто также проектировал сам. Самым известным объектом стал круглый штабелируемый табурет Stool 60 из гнутой березы (1933 г), который выпускается до сих пор маркой Artek в разных версиях. Его главная «фишка» — простота сборки: три ножки крепятся непосредственно к сидению при помощидевяти винтов. Любопытно, что мировую славу эта модель приобрела в своей четырехногой версии благодаря ИКЕА, которая скопировала табурет Аалто и выпустила его из гнутой фанеры. Но сам Аалто версию на четырех ножках не любил (хотя она и есть у Artek), считая ее более банальной и менее органичной.