19.11.2018

ЛЮДВИГ МИС ВАН ДЕР РОЭ — LUDWIG MIES VAN DER ROHE

Людвиг Мис ван дер Роэ появился на свет 27.03.1886 года в древнем культурном центре Германии Аахене. Любовь к строительству, присущую юному Людвигу, можно считать заслугой отца, который был хозяином магазина по продаже камня. В 15 лет сын начал помогать местному архитектору. Его работа заключалась в создании чертежей штукатурной отделки. Через несколько лет юноша уехал в столицу Германии, где устроился в подмастерья к известному в то время архитектору, занимающемуся интерьерами — Бруно Паулю.

В 22 года он стал работать у Петера Беренса. Этот этап карьеры принес ему огромный опыт. Достаточно отметить тот факт, что Людвиг контролировал ход строительных работ немецкого посольства в Петербурге. Трехлетнее обучение у Беренса сформировало неоклассическое творческое мировоззрение Мис ван дер Роэ. Были переняты и технико-промышленные идеи наставника.

В возрасте 27 лет талантливый ученик основывает собственную компанию. Первая мировая война внесла свои коррективы в развитие архитектуры. В те годы даже именитые мастера получали мало заказов. Но все изменилось в 1919 году. Людвиг Мис ван дер Роэ создал ряд экспериментальных проектов. Это были высотные здания из стекла и бетона. Амбициозный архитектор искал способы создания новой конструктивной единицы. В то же время он старался подчеркнуть природные свойства стекла.

В 1923 году Мис ван дер Роэ создает проекты домов из кирпича и железобетона. Их смело можно назвать инновационными, потому что здания стали воплощением новой архитектурной концепции. Революционной стала идейная роль стены. Она перестала быть подчиненной частью домовой коробки. Ее вывели за рамки внутреннего периметра, соединив с внешней средой. Вместо обособленных окон использованы участки тотального остекления, которые эффектно контрастировали с глухой поверхностью фасада. Функциональная часть проекта предполагала деление на жилую и хозяйственную зоны. В скором времени этот же принцип взяли на вооружение многие другие архитекторы. В отличие от Ле корбюзье, подчинявшего функцию форме здания, Мис ван де Роэ, напротив, первоочередной считает функциональное назначение, которое и диктует форму его проектов.

В 20-е годы прошлого века Людвиг Мис ван дер Роэ сотрудничает с самыми прогрессивными немецкими архитекторами. Он проектирует памятники (в их числе памятник Розе Люксембург) и выставочные павильоны. В 1927 году в рамках выставки в Штутгарте, которая проходила под его началом, архитектор создает жилое здание со стальным каркасом и с трансформируемым внутренним пространством. Проект стал прототипом домов, которые широко распространились в последующее десятилетие.

Новая концепция жилого строительства, заданная Мис ван дер Роэ, была реализована в 1930 году. Заказчиком стал Тугендхат, который поручил архитектору создать дом в Брэнне. Ван дер Роэ соорудил здание на откосе, использовав интересный прием комбинации материалов и плоскостей. С функциональной точки зрения дом выполнен безупречно. Людвигу удалось грамотно обыграть местоположение и собственные идейные установки. Здание получило четыре функциональные зоны вместо множества неактуальных мелких помещений. Дом Тугендхата стал ведущим примером современного дома того времени, достойным подражания. Он объединил в себе идеальные пропорции, гармонию внутреннего и наружного пространства, был превосходно вписан в рельеф местности и окружающую среду.

В те же 30-е года Людвиг Мис ван дер Роэ был главой Баухауза. Из-за деятельности нацистов работу школы пришлось остановить, а в 1937 году архитектор уезжает в Штаты. На американском континенте немец быстро настраивается на рабочий лад. Уже спустя год после эмиграции он возглавляет архитектурную школу в Иллинойсе. Ему же было поручено строительство корпуса местного института.

Задача стояла непростая — из обезличенных заводских профилей нужно было создать нечто яркое, концептуальное, в духе свежего мировоззрения ван дер Роэ. И он нашел способ решить этот вопрос. В результате здание Иллинойсского технологического института стало иллюстрацией творческого мировоззрения архитектора, вершиной его карьеры. Так появился узнаваемый цельный параллелепипед с выведенным наружу каркасом.

Американский период карьеры Мис ван дер Роэ ассоциируется с многочисленными небоскребами. Он проектировал для Чикаго и Нью-Йорка, создавая узнаваемые сегодня образы городов. Но пусть внешняя простота зданий не вводит вас в заблуждение. Это иллюзия, которая потребовала немало функциональных уступок и использования сложных конструктивных решений.

Многоэтажное жилое строительство в Иллинойсе тесно связано с темой стекла, поднятой Людвигом Мис ван дер Роэ еще на заре карьеры. И если тогда, в начале 20-х годов, многие идеи были невоплотимыми из-за несовершенства технологической базы, то в 40-е годы XX века мечты стали реальностью. Доминантной оказалась идея выразительности формы: «чем меньше, тем лучше».

Вплоть до начала 60-х годов архитектор задавал модные тенденции в американской архитектуре, проектировал для многих городов мира. Но затем его направление начало утрачивать актуальность. Последней работой ван дер Роэ стал Музей современного искусства в ФРГ, построенный за год до смерти автора.

Людвиг Мис ван дер Роэ умер летом 1969 года в Иллинойсе.

Riehl House, Потсдам, Германия (1906-1907 гг.)
Riehl House, Потсдам, Германия
(1906-1907 гг.)
Esters House, Крефельд, Германия (1927-1930 гг.)
Esters House, Крефельд, Германия
(1927-1930 гг.)
Lange House, Крефельд, Германия (1927-1930 гг.)
Lange House, Крефельд, Германия
(1927-1930 гг.)