20.09.2018

НИКОЛА ФРАНСУА МАНСАР — NICOLAS FRANCOIS MANSART

Никола Франсуа Мансар появился на свет во французской столице в простой рабочей семье 23.01.1598 года. Дед мальчика был мастером по обработке камня, а отец трудился плотником. Возможно, именно это определило выбор профессии Никола Франсуа. Причем выбор оказался весьма удачным. Достаточно проанализировать заказы архитектора: его клиентами были представители парижской знати, люди, приближенные к королю. Мансар не только проектировал здания, но и следил за ходом строительства.

А все началось в 20-е годы XVII века. Среди его первых работ Храм ордена фельянов во французской столице, а также один из дворцов в Кальвадосе. Постепенно творческий почерк Мансара меняется. Он начинает придерживаться принципов прозрачной концепции и строгой пластики, детализации.

К 30-м годам XVII века можно говорить о становлении мастерского стиля. Ярким примером служит небольшая церковь ордена визитандинок в Париже. Это достаточно оригинальный проект, потому что он лишен классических элементов в виде портиков и т.д. Однако объемный облик церкви в целом выглядит лаконичным и строгим. Особенно впечатляют обнаженные стены, не прикрытые декором.

Но не за эту церковь Никола Франсуа получил звание основоположника классицизма. Значимым объектом стало крыло дворца Блуа для герцога Орлеанского, частично воплощенного в 1638 году. План архитектора ясен: он хотел добиться цельного образа здания. Именно поэтому ордера противоположных фасадов соответствуют друг другу. Наблюдается их выравнивание по горизонтали. При этом Никола Франсуа отказался от частых острых готических башенок. Он выровнял кровлю и привел ее к горизонтальной линии. Такой тип крыши получил название мансардной по фамилии автора. Однако дворец герцога Орлеанского в Блуа оказался не первым зданием с такой кровлей. До Мансара аналогичную идею использовал архитектор по фамилии Леско.

Горизонтальная кровля практичнее готических башенок и плоского итальянского покрытия. Однако она имеет и другое значение. Она добавляет зданию горизонтальное членение и художественную «изюминку». А в таком миксе практических и выразительных задач читается рационалистический подход автора. В архитектуре вызревает новый стиль.

Справедливости ради отметим, что Мансара нельзя «запирать» в классические рамки. Он создавал достаточно разнообразные проекты. Никола Франсуа умело комбинировал рационалистические элементы и иррациональные приемы. В том же Блуа это заметно на примере двойной «парящей» лестницы со скрытой подсветкой.

Мансар грамотно оперирует формами, но при этом остается верным концепции цельного архитектурного образа. Это помогает ему избавиться от обвинений в педантичном подходе к делу и догматизме. За счет деформации отдельных элементов целого стройность финального облика становится еще выразительнее.

Но у Мансара нашлись и недоброжелатели. Это обратная сторона таланта и популярности. Мансара обвиняли в экстравагантности, но это не мешало ему творить и привлекать внимание новых клиентов в лице высокопоставленных особ. Так и новый король Франции Людовик XIV выбрал кандидатуру Никола Франсуа для перестройки восточной части Лувра. Хотя проект впоследствии не был утвержден.

Талант Мансара позволял ему умело соединять стили и даже эпохи. При этом все делалось очень расчетливо и остроумно. На счету архитектора есть и зарубежные работы. Примером тому служит национальный музей в столице Швеции.

Никола Франсуа умер осенью 1666 года.

Фасад церкви Св. Бернара монастыря ордена фельянов (не сохранилась). Париж, Франция.  (1623 - 1624 гг.)

Фасад церкви Св. Бернара монастыря ордена фельянов (не сохранилась).
Париж, Франция.
(1623 — 1624 гг.)

Старая церковь Св. Марии Ангелов в районе Марэ.
Париж, Франция.
(1632 — 1634 гг.)

Дворец Бальруа.
Бальруа, Франция.
(1626 — 1636 гг.)