23.10.2018

Пост почитания Людвига Мис ван дер Роэ

27 марта 1886 года родился архитектор Людвиг Мис ван дер Роэ, «отец»интернационального стиля, определивший облик модернистской архитектуры XX века. В честь этого события мы вспоминаем основные вехи творческого пути архитектора и его главные проекты.

Будущий великий архитектор Людвиг Мис родился в 1886 году в немецком Ахене, где поначалу учился в ремесленной школе, а затем работал каменотесом на предприятии своего отца. Затем он переехал в Берлин и начал работать у знаменитого интерьерного дизайнера Бруно Поля, который впоследствии стал директором Национальной школы изобразительного и прикладного искусства – одного из главных конкурентов школы Баухауз.

В это же время 21-летний Мис (так его называли чаще всего) под началом Поля создает свой первый проект – дом для семьи в Потсдаме. Мис полностью повторяет классический немецкий стиль Бруно Поля в этом доме с красной черепичной крышей, ничем не выделяющемся среди других. Его собственный стиль проявится чуть позже – после того, как он присоединился к мастерской еще одного немецкого архитектора Питера Беренса, который был учителем не только для Миса, но и наставником в разные годы для Вальтера Гропиуса и Ле Корбюзье.

В 1911–1912 гг Людвиг Мис руководил возведением немецкого посольства на Исаакиевской площади в Санкт-Петербурге, которое было создано по проекту Беренса. Довольно скоро Мис начал работать над персональными проектами – частными домами в неоклассическом, традиционном стиле. Тогда же он приобретает свою новую фамилию, соединяя «Мис» с девичьей фамилией матери «Роэ» через голландскую аристократическую приставку «ван дер», потому что немецкое «фон» принадлежало настоящим аристократическим особам и было защищено юридически. Новая фамилия приближает сына ремесленника к берлинской элите – тем людям, для которых строил дома архитектор.

Штаб-квартира школы Баухауз в Дессау
Штаб-квартира школы Баухауз в Дессау

После Первой мировой войны Мис продолжает создавать дома в неоклассическом стиле, однако общество явно требует нового подхода к архитектуре и дизайну, отрицающего искусственность классических стилей и провозглашающего движение к будущему и новым материалам. Мис ван дер Роэ в ответ на это начинает придумывать совершенно новые архитектурные конструкции, одна из которых стала его модернистским дебютом – в 1921 году он представил на конкурсе проект полностью стеклянного небоскреба Friedrichstrasse. Он не был построен, но через какое-то время мир увидел воплощения этого проекта по другую сторону океана. Пожалуй, с этого проекта началась история Людвига Мис ван дер Роэ как великого модерниста XX века.

Павильон Германии в Барселоне
Павильон Германии в Барселоне

В 1929 году он создает временный павильон Германии на выставке в Барселоне – один из самых знаменитых его проектов, который был реконструирован в 1986 году на том же месте. Затем в 1930 году была построена Вилла Тугендгат в Брно, которую можно считать прототипом стеклянного дома Франсуорт – центрального проекта в карьере архитектора. В 1930 году, за три года до закрытия школы Баухауз, ее директором становится Людвиг Миc ван дер Роэ, сменив на этом посту Ханнеса Мейера. Он пришел в Школу состоявшимся немецким архитектором и ему не нужно было делать себе имя за счет Школы, скорее напротив – Школа нуждалась в нем, для того чтобы предотвратить развитие коммунистического радикализма, усугубленного Мейером. Несмотря на то, что это была первая академическая должность Миса ван дер Роэ, он так и не смог раскрыться на ней полностью – скорое закрытие Школы ощущалось во всем – от расписания занятий до сокращения экспериментальных работ. В 1933 году Баухауз прекратил свое существование из-за «явной приверженности политике большевиков».

В 1938 году архитектор, не желая мириться с политикой Гитлера, переезжает в США, обосновывается в Чикаго, и с этого начинается новая страница его творческой и академической карьеры. Знаменитый стеклянный дом для семьи Франсуорт – апогей интернационального стиля, кампус Иллинойсского технологического инстиутта, небоскребы абсолютно нового уровня, ставшие прототипами для будущих корпоративных офисов по всему миру: Сигрем-билдинг, здание IBM и многие другие. За год до смерти, в 1968 году, архитектор строит свою последнюю крупную работу на родине – Новую национальную галерею в Западном Берлине.

Людвиг Мис ван дер Роэ оставил после себя важнейшее культурное наследие – свой стиль. Его старались повторить многие, наиболее удачные примеры – работы архитектора Филипа Джонсона. Цитаты Мис ван дер Роэ – «Less is more» («Меньше – значит больше») и «God is in the details» («Бог в деталях») стали афоризмами, на которые ориентируются современные архитекторы. В его честь была создана престижная архитектурная премия – Премия имени Людвига Мис ван дер Роэ, жюри которой каждый год выбирает лучшие европейские проекты. Мебель по его дизайну украшает лучшие дома мира, а частные виллы, построенные им, стали популярными музеями.