Пост почитания Людвига Мис ван дер Роэ - Студия Виолетты Черевашко
  /  Статьи   /  Пост почитания Людвига Мис ван дер Роэ

Пост почитания Людвига Мис ван дер Роэ

27 марта 1886 года родился архитектор Людвиг Мис ван дер Роэ, «отец»интернационального стиля, определивший облик модернистской архитектуры XX века. В честь этого события мы вспоминаем основные вехи творческого пути архитектора и его главные проекты.

Будущий великий архитектор Людвиг Мис родился в 1886 году в немецком Ахене, где поначалу учился в ремесленной школе, а затем работал каменотесом на предприятии своего отца. Затем он переехал в Берлин и начал работать у знаменитого интерьерного дизайнера Бруно Поля, который впоследствии стал директором Национальной школы изобразительного и прикладного искусства – одного из главных конкурентов школы Баухауз.

В это же время 21-летний Мис (так его называли чаще всего) под началом Поля создает свой первый проект – дом для семьи в Потсдаме. Мис полностью повторяет классический немецкий стиль Бруно Поля в этом доме с красной черепичной крышей, ничем не выделяющемся среди других. Его собственный стиль проявится чуть позже – после того, как он присоединился к мастерской еще одного немецкого архитектора Питера Беренса, который был учителем не только для Миса, но и наставником в разные годы для Вальтера Гропиуса и Ле Корбюзье.

В 1911–1912 гг Людвиг Мис руководил возведением немецкого посольства на Исаакиевской площади в Санкт-Петербурге, которое было создано по проекту Беренса. Довольно скоро Мис начал работать над персональными проектами – частными домами в неоклассическом, традиционном стиле. Тогда же он приобретает свою новую фамилию, соединяя «Мис» с девичьей фамилией матери «Роэ» через голландскую аристократическую приставку «ван дер», потому что немецкое «фон» принадлежало настоящим аристократическим особам и было защищено юридически. Новая фамилия приближает сына ремесленника к берлинской элите – тем людям, для которых строил дома архитектор.

Штаб-квартира школы Баухауз в Дессау

Штаб-квартира школы Баухауз в Дессау

После Первой мировой войны Мис продолжает создавать дома в неоклассическом стиле, однако общество явно требует нового подхода к архитектуре и дизайну, отрицающего искусственность классических стилей и провозглашающего движение к будущему и новым материалам. Мис ван дер Роэ в ответ на это начинает придумывать совершенно новые архитектурные конструкции, одна из которых стала его модернистским дебютом – в 1921 году он представил на конкурсе проект полностью стеклянного небоскреба Friedrichstrasse. Он не был построен, но через какое-то время мир увидел воплощения этого проекта по другую сторону океана. Пожалуй, с этого проекта началась история Людвига Мис ван дер Роэ как великого модерниста XX века.

Павильон Германии в Барселоне

Павильон Германии в Барселоне

В 1929 году он создает временный павильон Германии на выставке в Барселоне – один из самых знаменитых его проектов, который был реконструирован в 1986 году на том же месте. Затем в 1930 году была построена Вилла Тугендгат в Брно, которую можно считать прототипом стеклянного дома Франсуорт – центрального проекта в карьере архитектора. В 1930 году, за три года до закрытия школы Баухауз, ее директором становится Людвиг Миc ван дер Роэ, сменив на этом посту Ханнеса Мейера. Он пришел в Школу состоявшимся немецким архитектором и ему не нужно было делать себе имя за счет Школы, скорее напротив – Школа нуждалась в нем, для того чтобы предотвратить развитие коммунистического радикализма, усугубленного Мейером. Несмотря на то, что это была первая академическая должность Миса ван дер Роэ, он так и не смог раскрыться на ней полностью – скорое закрытие Школы ощущалось во всем – от расписания занятий до сокращения экспериментальных работ. В 1933 году Баухауз прекратил свое существование из-за «явной приверженности политике большевиков».

В 1938 году архитектор, не желая мириться с политикой Гитлера, переезжает в США, обосновывается в Чикаго, и с этого начинается новая страница его творческой и академической карьеры. Знаменитый стеклянный дом для семьи Франсуорт – апогей интернационального стиля, кампус Иллинойсского технологического инстиутта, небоскребы абсолютно нового уровня, ставшие прототипами для будущих корпоративных офисов по всему миру: Сигрем-билдинг, здание IBM и многие другие. За год до смерти, в 1968 году, архитектор строит свою последнюю крупную работу на родине – Новую национальную галерею в Западном Берлине.

Людвиг Мис ван дер Роэ оставил после себя важнейшее культурное наследие – свой стиль. Его старались повторить многие, наиболее удачные примеры – работы архитектора Филипа Джонсона. Цитаты Мис ван дер Роэ – «Less is more» («Меньше – значит больше») и «God is in the details» («Бог в деталях») стали афоризмами, на которые ориентируются современные архитекторы. В его честь была создана престижная архитектурная премия – Премия имени Людвига Мис ван дер Роэ, жюри которой каждый год выбирает лучшие европейские проекты. Мебель по его дизайну украшает лучшие дома мира, а частные виллы, построенные им, стали популярными музеями.