27.09.2018

Пост почитания Нормана Фостера

Кажется, ничего не предвещало такой головокружительной карьеры. Норман Роберт Фостер родился в предместье Манчестера. По его словам, у выходца из района, где он рос, “было столько же шансов попасть в университет, сколько стать папой римским”. Его отец работал маляром на вагоностроительном заводе Metropolitan-Vickers, финансовое положение было безрадостным, поэтому путь к архитектурной славе был долгим. Норман Фостер поступил в Архитектурную школу при Манчестерском университете только в 21 год, но учился отлично, так что после её окончания выиграл стипендию на обучение в Йельском университете в США. Там он познакомился с Ричардом Роджерсом, с которым позднее основал мастерскую Team 4 и сформулировал новое направление в архитектуре – хай-тек.

В детстве Норман увлекался паровозами и самолетами. В юности был радистом в Королевских ВВС. Сегодня, имея лицензию пилота, Фостер самостоятельно летает на личном реактивном самолете. Союз техники и архитектуры лег в основу философии проектирования Фостера. Каждый новый проект – это в немалой степени блестящее инженерное решение, которое влечет за собой эстетику и форму здания. Каждый новый проект бюро Foster and Partners – это обязательно новый рекорд: масштаба, технологичности, высоты или бюджета.

С тех пор как в 1967 году Фостер открыл свою архитектурную фирму, ему удалось реализовать более ста проектов, многие из которых стали знаковыми объектами своего времени. Сегодня в бюро работает около 1000 человек, это целая фабрика современной архитектуры. Сегодня заказывать проект в мастерской Нормана Фостера престижно, так как это автоматически подчеркивает статус и финансовую мощь заказчика, будь то компания, город или целое государство. Мы вспомнили самые значительные творения архитектора и его фабрики.

1. Банк Гонконга и Шанхая

Гонконг, 1979–1986

Перед Норманом Фостером стояла задача построить лучшее в мире здание банка, учитывая особенности местной культуры фэншуй. Великий изобретатель, Фостер придумал атриумы внутри здания: воздух начал циркулировать не только снизу вверх, но и по горизонтали, перепад давления внутри и снаружи стал меньше. Поскольку на участке уже располагался старый функционирующий офис банка, требовалось надстроить сверху новое здание, а внизу реорганизовать старый офис.

Для решения этой задачи сначала были сконструированы стальные мачты в трех местах стройплощадки. Таким образом, наметились объемы трёх башен высотой в 29, 36 и 44 этажа. Архитектор применил новый метод возведения небоскрёбов без центральной оси, с использованием только наружного скелета, что позволило добиться невероятной высоты конструкции. Мачтовая структура позволила применить и другой радикальный ход – вынести конструкции и коммуникации к периметру здания, расположив офисные пространства со свободной планировкой вокруг 10-этажного атриума.

2. Коммерцбанк-Тауэр

Франкфурт, Германия, 1994–1997

Трехгранный небоскреб “Коммерцбанк-Тауэр” – главный символ Франкфурта-на-Майне и один из первых экологичных небоскрёбов в Европе. В плане здание представляет собой треугольник, который состоит из трёх сегментов – офисных пространств – и центрального атриума, пронзающего все этажи высотки.

С каждой стороны башни на разных уровнях, окружая ее по спирали, располагаются четырехэтажные сады. Каждый сад олицетворяет собой флору определенного региона: средиземноморскую, североамериканскую, азиатскую. Эти сады играют роль естественных фильтров, очищающих воздух в центральном атриуме, который является аналогом дымохода-вентиляции для расположенных по его периметру офисов. Также в этих садах сотрудники офисов могут передохнуть во время перерыва. Частицы природы придают офисам качество гуманных пространств – главная идея Фостера, культивируемая им во всех проектах и поставленная, благодаря гениальному менеджменту, на поток.