15.10.2018

Пост почитания Рема Колхаса

17 ноября 1944 года родился один из главных архитекторов современности – Рем Колхас. В честь этого мы вспоминаем, почему Колхас так важен для нас, и публикуем подборку его главных проектов.

Карьера голландского архитектора началась в 70-е годы, но, как ни странно, не с блестящих архитектурных проектов. В начале творческого пути Рем Колхас занимался журналистикой и писал сценарии. Кроме того, он написал несколько блестящих теоретических работ по архитектуре и урбанистике, в том числе – «Нью-Йорк вне себя», изданную в 1978 году.

Колхас получил архитектурное образование в школе Архитектурной ассоциации в Лондоне, куда он перебрался из Амстердама, оставив журналистскую работу для Haagse Post. Затем он продолжил обучение в Нью-Йорке и в 1975 году создал свое бюро – OMA, которое стало широко известно только к 90-м годам. В 1978 году бюро переехало в Роттердам, где по сей день находится один из основных офисов. Другие филиалы расположены в Нью-Йорке, Пекине, Гонконге, Дохе, Дубае и Перте. Помимо архитектурной практики Рем Колхас также возглавляет AMO – ответвление от OMA, занимающееся исследованиями и дизайном. Именно они уже который год подряд устраивают показы Prada и Miu Miu в невероятных архитектурных декорациях.

От момента создания бюро до прихода популярности Колхаса прошло 20 лет. В начале 2000-х стали появляться его «звездные» проекты, по которым теперь мы узнаем Колхаса: библиотека в Сиэтле, Дом музыки в Порту, штаб-квартира CCTV и другие. Большинство его проектов выполнено в стиле деконструктивизма, характерном для Колхаса, который черпал вдохновение и в архитектуре советских конструктивистов в том числе. Об этом он рассказал на своей лекции в Москве в 2014 году. Тогда же он рассказал о том, как на него повлияли русская литература и творчество советских архитекторов – Константина Мельникова, Моисея Гинзбурга, Ивана Леонидова. В 2015 году Колхас закончил работу над проектом Музея современного искусства «Гараж» в Парке Горького.

Рем Колхас, архитектор, который 20 лет занимался «бумажной» архитектурой, добился невероятных успехов благодаря своим инновационным, смелым идеям. Он любит ломать внешнее и внутреннее пространство здания, создавать деформированные объемы и поражать всех размахом своих проектов.

1.Кюнстхал, 1992

Музейное пространство Кюнстхал в Роттердаме Рем Колхас построил в 1992 году. В нем нет постоянной экспозиции, но в его многочисленных залах все время проводятся выставки и культурные мероприятия.

Само здание представляет собой четыре геометрических объема, зажатых между оживленной улицей и музейным парком. Объемы соединяются между собой лестницами и рампами, образуя непрерывный «круг», ведущий посетителя на крышу.

2.Дом в Бордо, 1998

История, связанная с этим домом, одновременно печальная и вдохновляющая. Заказчики проекта – семейная пара, которая до этого тоже жила в Бордо, но в старинном, очень красивом «замке». Когда семья захотела построить новый, простой и современный дом, они долго рассматривали кандидатуры разных архитекторов. В это же время муж попал в автомобильную аварию, вследствие которой он остался прикованным к инвалидному креслу.

Рем Колхас придумал для этой семьи дом, в котором для инвалида была предусмотрена своя подвижная платформа, перемещающая его с этажа на этаж. Платформа или даже «комната» для инвалида, размером 3 х 3,5 метра, поднимает его на разные уровни, на каждом превращаясь в часть жилого пространства – кухни, кабинета, спальни.

Дом построен на вершине холма, откуда открывается живописный вид на Бордо. Первый уровень здания остеклен и наполовину выходит в сад. Там же расположилась кухня. Второй и третий этажи поделены между детьми и родителями. Платформа является сердцем дома, способным менять его архитектуру с помощью движения.

3.Посольство Нидерландов в Берлине, 2003

Здание Посольства Нидерландов в Берлине представляет собой стеклянный куб, поделенный на две части. Конструкция здания подчиняется строгим принципам проектирования, заданным городскими властями Берлина.

Визуально здание перерезается лестничными пролетами в виде зигзага. Куб окружают еще несколько конструкций – стена такой же высоты, что и основное здание, а также дом, где проживают работники посольства. Передвижение между частями посольства осуществляется по четырем закрытым мостикам, соединяющим здания.