05.10.2018

Пост почитания Сигэру Бана

5 августа 1957 года родился Сигэру Бан. В одном из своих интервью он уточнил, что его можно назвать японцем, но не японским архитектором. Причин на то несколько. Во-первых, Токио, свой родной город, архитектор считает “совсем не традиционный”. Во-вторых, образование он получал в США. В 1980 году окончил Институт архитектуры Южной Калифорнии в Лос-Анджелесе, а затем и архитектурную школу “Купер-Юнион” в Нью-Йорке. Во время учёбы Бан работал в мастерской у Араты Исодзаки, исследователя и проводника западной архитектурной мысли. Получив диплом архитектора в 1984 году, Сигэру организовал в Токио собственное бюро Shigeru Ban Architects, а  позднее открыл офисы в Париже и Нью-Йорке. Хотя он говорит, что в его архитектуре не стоит искать традиционных мотивов, тем не менее в ДНК его работ встроена японская составляющая. Один из любимых материалов архитектора – бумага, которая, как известно, зачастую используется в типичных японских постройках.

Сигэру Бан применяет трубы из прессованного картона как во временных проектах, так и постоянных. Этот универсальный материал позволяет быстро возводить безопасные здания, а при необходимости без труда демонтировать и утилизировать. Сигэру считает архитекторов ответственным за то, что строится, говоря: “Не землетрясение убивает людей, а обрушившиеся здания”. На сегодняшний день одно из главных направлений в его работе – строительство жилья для людей, потерявших дом из-за стихийных бедствий или военных действий. Его вклад в архитектуру и гуманистический подход были отмечены в 2014 году Притцкеровской премией.

Мы подготовили подборку работ этого архитектора, который, по мнению Тома Притцкера, “сделал наш мир лучше”.

1. Вилла TCG, Нагано, Япония, 1986

Эта резиденция стала первой в архитектурной карьере Сигэру Бана. Как и в проектах Wall houses (Домов-стен) Джона Хейдука, учителя и вдохновителя Бана, стена в этой вилле является основным композиционным элементом и связующим звеном.

Фото © Hiroyuki Hirai

Фото © Hiroyuki Hirai

2. Бумажная беседка, Нагоя, Япония, 1989

“Бумажная беседка” была экспериментальным проектом, после которого последовала серии объектов из бумажных цилиндрических форм. Трубы из картона были сделаны как опалубки для бетонных колонн, но в результате сами стали основным элементом конструкции. После демонтажа постройки был проведен анализ прочности бумажных колонн, который подтвердил надежность материала.

Фото © Hiroyuki Hirai

3. Временные дома, Кобе, Япония, 1995

Практическое применение ноу-хау из прессованного картона нашло в  проектах временного жилья для беженцев и пострадавших от стихийных бедствий. За несколько месяцев архитектор совместно со своими студентами построил больше 50 жилых секций после землетрясение в Кобе. После этого проекта Сигэру обеспечил временным жильем людей из Турции, Индии и с Тайваня.

Фото © Hiroyuki Hirai

Фото © Hiroyuki Hirai

4. Кондоминиум в лесу Ханеги, Токио, Япония, 1997

В этом проекте перед архитектором стояло две задачи: не срубить ни одного дерева и уложиться в ограниченный бюджет. Реализовать этот заказ получилось благодаря системе перекрытий, составленных из  равносторонних треугольников. Это инженерное решение обеспечило устойчивость конструкции и больше возможностей при планировании пространства. После строительства в этом доме поселился сам Сигэру Бан.

Фото © Hiroyuki Hirai