28.02.2016

Цикл Виктория: оформление стен и потолков

Цикл Виктория: оформление стен и потолков

Плинтус

Плинтус обычно был деревянный, его основное предназначение — защищать стену при мытье или полировке пола. Плинтусы стыкаются в торцах в углах помещения и вокруг дымовой трубы камина, и крепятся к стене тонкими железными гвоздями без шляпки. В более скромных помещениях Викторианского дома (например, на кухне или в комнатах прислуги) плинтус мог представлять собой обычную рейку, которую просто обтесали и спрямили углы, не придавая какой-либо формы. Дубовый плинтус считался самым изысканным, в то время как более доступными вариантами были плинтусы из гипса или расписанных под мрамор мягких сортов древесины. В богатых домах плинтус мог быть исключительно декорированным столярным изделием: его делали из нескольких частей, которые вставлялись одна в другую, тем самым создавая слоёный профиль, который сужался сверху и завершался багетом.

Панель

В Викторианскую эпоху стенные панели редко использовались по прямому назначению — служить буфером между стеной и мебелью; их оставляли и продолжали применять для декора, чтобы можно было визуально разделить стену на части и, декорировав их по-разному, избежать монотонности. Для этой части стены использовали в основном кожаную бумагу или анаглипту, чтобы приблизиться к внешнему виду деревянных панелей, использовавшихся в Георгианскую эпоху. Разумеется, деревянные панели также использовались. Были попытки разнообразить декор панелей, особенно в 90-е годы XIX века, когда использовались даже циновки и японские веера, однако сдержанный дизайн доминировал.

Карниз

В домах XVIII века карнизы были в основном деревянными, однако в Викторианскую эпоху началось массовое производство гипсовых карнизов, которые производились стандартной длины, а на месте разрезались и скреплялись влажным гипсом. Упростившееся производство карнизов позволило производить широкие манипуляции с их внешним видом, и карнизы постепенно стали превращаться в мешанину из разных дизайнерских приёмов. Их часто красили в разные цвета, которые порой могли никак не соотноситься с цветами на стенах, выделяя отдельные геометрические мотивы или полосы поверхностей, а на самых изысканных карнизах можно было встретить позолоту или серебрение. В богатых приёмных помещениях часто встречались классические ионические фризы в комбинации с зубчатыми (как в дорическом стиле) молдингами, цветущими виноградными лозами, гирляндами из фруктов, листьев или цветов, венками и диадемами. Разноцветные карнизы — одна из основных отличительных черт Викторианской комнаты.

Потолок

Даже самый скромный Викторианский интерьер имел потолочные розы. Роза центрировала помещение, с её центра свисал светильник или газгольдер; помимо этого, роза скрывала неприглядные трубы подвода газа. Ранние розы имели вентиляционные прорези для отвода дымов. Внешний вид розы сильно отличался от современных упрощённых вариантов, на розе можно было встретить орнаменты из листьев, цветов, жимолости, которые переплетались в сложный рисунок. Розы могли быть позолочены или посеребрены, а также окрашены в яркие цвета в тон с карнизом или обоями. К краям розы подходили обои, обычные или специальные — с повторяющимся по кругу узором или рисунком. Потолок мог также быть раздроблен на несколько поверхностей гипсовыми планками.
На потолке обычной Викторианской комнаты достаточно двух цветов. Дизайнеры того времени старались не оставлять потолки белыми, поскольку трещины, неизбежно появляющиеся на потолках, смотрелись особенно неприглядно. Потолок либо окрашивали, либо оклеивали обоями; цвет использовался такой же, что и у стен, но на тон ярче.

— Игорь Балькин