28.02.2016

Цикл Виктория: Основные периоды в дизайне интерьеров и архитектуре Великобритании Викторианской эпохи

[img class=»alignnone size-full wp-image-849″ src=»https://vstyle.by/wpx/wp-content/uploads/2018/02/IMG_c1c0a57b9226-480×480.jpg» alt=»» width=»480″ height=»480″]

Королева Виктория правила с 1837 по 1901гг., однако Викторианский дизайн (речь идёт о дизайне интерьеров и экстерьеров зданий) включает в себя течения из куда более ранних эпох британской культуры. То, что теперь принято называть Викторианским дизайном, можно условно разбить на три временных периода: поздний период Регентства (приблизительно 1830-1840гг), Высокий Викторианский период (1850-1870гг) и Поздний Викторианский период (1870-1900гг). Рассмотрим все три периода подробнее.

Период Регентства в Британии называется периодом регентства принца Уэльского, будущего короля Георга IV (1811 — 1820 гг.). Дизайн этого периода пропитан классицизмом, греческим или римским, а также интерпретацией этих форм эпохой Возрождения. Ближайшими европейскими аналогами выступают стили бидермайер и ампир. Интерьеры периода Регентства характеризуются светлостью тонов, изящной мебелью и обоями в вертикальную полоску. В целом для первой половины 19 века характерна некая однообразность стилистических решений в формах и узорах, потому что, во-первых, стиль периода Регентства отдавал предпочтение элегантной простоте, а во-вторых — основными источниками интерьерных идей для производителей и хозяев были дизайнерские книги и каталоги материалов. Разнообразие этой информации было ограниченным, но именно так в большинстве случаев диктовалась интерьерная мода.

Поздний период Регентства привносит в Викторианский стиль элемент неоклассицизма, которому противостоит возрождённая и активно популяризуемая с начала 19 века готика. Именно битва неоклассики и неоготики (её ещё называют Викторианской готикой) и явилась основной отличительной чертой Высокого Викторианского периода. Это был выбор не столько даже готовых интерьерных решений эпохи, сколько философии дизайна.

Наряду с популяризацией готики, Высокий Викторианский дизайн интересен многочисленными заимствованиями из иных эпох Британской и мировой истории. Стиль эпохи Тюдоров, Елизаветы 1 и прочих выдающихся британских монархов, рококо, а также возрождённый дизайн античной Греции добавляли свои нотки в мебель и оформление интерьера. Определённой популярностью пользовались и колониальные элементы оформления: Египет, Индия, Китай, центральная Африка… Высокий Викторианский стиль старался отразить богатство метрополии: порой чрезмерное, порой — безвкусное. Пустое пространство стало считаться дурным тоном, как и сдержанность узоров обоев или панелей. В моду вошли сочные, насыщенные тона (в основном, конечно, красные), поверхности мебели и каминов старались отделывать папье-маше или бархатом, шторы были тяжёлыми. Отличительная черта того времени — разнообразие семейных портретов на стенах и великое множество аксессуаров на плоских поверхностях.

Время благоприятствовало таким интерьерам. Империя была богата, а благодаря Промышленной Революции появилась масса недорогих интерьерных решений: рельефные обои и линкруст заменяли дорогостоящую резьбу по дереву и кожаную обивку, а анилиновые краски давали возможность добиться невиданных доселе оттенков. Более продвинутые технологии позволяли усложнить узор ковров, обоев или тканей: к концу 50-х годов орнаменты были в основном фабричные. Только неоготика противопоставлялась пёстрой моде: она всегда выделялась и на фоне классических зданий, и в сравнении с новомодными интерьерами середины 19 века. Готические мотивы пользовались спросом за свою живописность и небанальность.

Такой разнородный набор стилей, противопоставляемых на каждом шагу на протяжении нескольких десятилетий, не мог не породить новых интерьерных тенденций. Дальнейшим развитием дизайнерской мысли стали идеи Эстетизма, как нельзя лучше характеризующие Поздний Викторианский период. Прошло немного времени с момента массового внедрения машинного производства в предметы интерьера, однако британские дизайнеры вовремя осознали опасность «бездушного» изделия для интерьерного искусства. Разработчики интерьеров и мебели стали активно внедрять искусство в свои работы (начало знаменитого Движения Искусств и Ремёсел), на первое место вышла эстетическая составляющая предметов интерьера. Внешне это характеризовалось отходом от современной моды в угоду художественному вкусу: приветствовались традиционные староанглийские и древнегреческие формы, цвет тканей стал более ярким, а узоры — менее живописными. Преобладали природные, естественные мотивы: цветы, птицы, листья, даже петушьи перья. Дерево старались чернить, а на мебели вырезали цветы или птиц, которых потом могли позолотить. В то же время, в основном благодаря вкусам людей искусства того времени, в моду вошли японские мотивы (в основном бамбук и веера) и Делфтский «китайский» фарфор (бело-синий; ближайшим аналогом в наших широтах является гжель). Все эти высокохудожественные фишки можно было запросто купить в Лондоне, причём недорого.

Художественный подход делал интерьеры аккуратнее. На закате 19 века идеи интерьерного Эстетизма проявились в форме простых, но исключительно красивых форм. Движение Искусств и Ремёсел теперь стало не просто идеей — оно превратилось в отправную точку всех дизайнерских решений того времени. Навороченные орнаменты 60-х годов уступили место чистым формам и линиям, которые можно было сколько угодно рафинировать и стилизовать. Однако не только высокое искусство оказывало влияние на интерьерную мысль. Источником вдохновения снова стал загородный дом: невысокие потолки, дубовая мебель, большой очаг, бледные стены. Дело было в том, что железные дороги, появившиеся в Великобритании, принесли ритм большого города в уединенные деревни, тем самым заставив многих людей ностальгировать о тишине и покое старой английской сельской местности.

Начало 20 века английские дома встретили стильными, простыми и элегантными интерьерами. Дальнейшее движение интерьерной мысли сопровождается идеями Модернизма, появившимися благодаря Эстетической эпохе.

— Игорь Балькин