28.02.2016

Дизайн интерьера в стиле эпохи Тюдоров

Дизайн интерьера в стиле эпохи Тюдоров

Период правления Тюдоров стал поворотным в архитектурной и интерьерной жизни Великобритании. Фактически, основы, заложенные в этот период, просуществовали до правления королевы Виктории, а некоторые пережили её. Некоторые предметы интерьера встречаются до сих пор, либо по причине исключительного качества (например, металлические предметы или камень), либо потому что при переделках интерьера новые материалы применяли поверх старых.
Политическая стабильность и развитие государства привели к увеличению объёмов и качества строительства, особенно городского. Деревянные дома перестраивались в каменные или кирпичные, а к существующим домам достраивались пристройки и верхние этажи. Строить в городах стали так много, что к концу 16 века была издана серия актов, серьёзно ограничивающих строительство в Лондоне. Это привело к появлению высоких домов с выразительными фасадами.

Статья

Одним из радикальных новшеств стал отказ от больших печей в пользу каминов. Во-первых, появилась возможность строить многоэтажные дома. Во-вторых, камин стал центральным элементом декорации, оставшись таким на длительный период.

Теперь шире стало использоваться стекло. В целом окна стали больше по размеру, увеличилось их количество и доступность. В помещения стало проникать больше света, люди стали больше обращать внимание на интерьеры.

Но, наверное, самым интересным для дизайнерской мысли стал отказ от больших общих комнат в пользу специализированных помещений. В средние века даже короли спали, ели и решали государственные дела в одном помещении. Но с начала 16 века, сперва в королевских дворцах, затем у дворянства, а после и у обычных людей в домах начали появляться отдельные помещения для сна, еды, собраний, хранения одежды, чтения… Декорировать их нужно было по-разному. Например, столовые не украшали драпировкой, поскольку ткани могли пропахнуть едой, а использовали гипс.

Основными материалами были дерево, камень и кирпич. Использование материалов было обусловлено в большей степени их наличием в регионе, поскольку эффективного транспорта не было. Каменные дома украшали скромнее, нежели деревянные, поскольку камень сложнее поддается декоративной обработке. Кирпич часто замещал камень, при кладке стены его выкладывали геометричными узорами.

К концу 16 века влияние Нидерландов и Германии на архитектуру Британии почти исчезло, в моду вошли тенденции Ренессанса. Адаптировались античные мотивы: Дорические, Ионические, Коринфские, Тосканские. В основном элементы такого дизайна импортировались из Нидерландов, но после гонений на протестантов сами мастера стали перебираться в Британию. Они принесли с собой моду на плетеный орнамент из полосок, который стал популярным в оформлении потоков, каминов и деревянных элементов.

Попытки воссоздать интерьер 16 века в современных реалиях, скорее всего, будут лишены смысла; вместо этого рекомендую рассмотреть Возрождение эпохи Тюдоров, пришедшее в середине 19 века. Из примеров его воплощения можно извлечь ключевые идеи и ситуационные штрихи, которые придадут помещению необходимый дух Елизаветинской эпохи.

Как создать интерьер в стиле эпохи Тюдоров?

Статья

Итак, начнём со стен. Белые, гладкие, оштукатуренные гипсом стены оформляем деревом. Обои в то время почти не применяли. Используем либо полноразмерные деревянные панели, либо панели по пояс высотой. Задействуйте деревянные балки для создания псевдокаркасов и обрамлений, ведь в 16 веке эти балки имели вполне конкретное назначение. Дерево здесь и далее тёмное, но не красное, в идеале — состаренное. Лучше всего подойдёт дуб. Насыщайте дерево узорами: арабески, плетеные и лиственные орнаменты, льняные складки. Можно вырезать нечто геральдическое. Старайтесь логически увязать камин, обрамление дверей и стеновые панели. Дверные проемы, кстати, оформляйте пологими арками. В богатых домах того времени сплошные стеновые панели не дотягивали до потолка примерно на 30-40 сантиметров, которые потом заполняли обильно декорированным гипсовым карнизом, который переходил в так же обильно украшенный лепниной потолок. Сплошные стеновые панели, кстати, можно также разбить пилястрами сантиметров по 20 шириной, разумеется, с узорами, или оформив их как полуколонны.

Статья

Потолки непременно подвергались декорированию, даже в небогатых домах. Потолок мог делиться структурными балками на части, которые красили или заполняли лепниной. В богатых домах потолок в основном был подвесной. Если не хотите дробить потолок, используйте кессоны. Светильники или просто гипсовые подвески можно вешать на пересечениях граней. В целом, любой узор из лепнины лишним не станет, потолок нужно тщательно украсить. Помните, что интерьерная мысль того времени спускалась в народ от знати, а у них с высотой потолков (и их декором) проблем не было.

Пол, напротив, был достаточно простым. Используйте имитацию камня, плитку, гранит, можно мрамор — ориентируйтесь по назначению помещения. На верхних этажах тогда использовалось дерево, дуб или вяз, широкие доски — примерно 60 сантиметров. Думаю, нет нужды имитировать напольное покрытие из смеси гипса и соломы или кирпичные полы. Ковры считались изыском.

Статья

Непременно поместите в интерьер камин, пусть даже и его имитацию. Нас не интересует простой камин, обложенный кирпичом. Сделайте камин выше обычного, дайте резное дерево по бокам (помните про унификацию со стенами), используйте арочный свод с несколькими вершинами, по ребрам пустите фризы. Задействуйте в оформлении элементы Ренессанса, например, ордера, полуколонны. Опять же, не повредит геральдика. Не стесняйтесь богато украсить камин резьбой и/или лепниной сверху.

Мебель можете использовать любую, если только она 1) из темного дерева и 2) на ней видны результаты серьезнейшей работы резчика. В вертикальных элементах (например, ножка стула) в идеале должен быть мотив вазы или чаши. Основным критерием в подборе мебели будет её величественность. Дерево в основном дуб, ясень, вяз и орех. Как декор используйте гобелены, картины в темных тонах, большие сундуки, с осторожностью — холодное оружие и охотничьи трофеи.

С санузлами в то время была беда. Мылись редко, сантехники не было, использовали горшки. Королева Елизавета, впрочем, всячески поощряла гигиену: все придворные во времена её правления были обязаны мыться минимум раз в неделю. Что весьма раздражало пришедшего после неё Джеймса 1, который жаловался, что от них «не дождёшься человеческого запаха». Смывной туалет, кстати, фактически изобрели при Елизавете: придворный Джон Харрингтон изобрел саму систему подачи и отвода воды, подкрепив её мощным литературным трудом о пользе избавления от нечистот. Королеве прибор понравился настолько, что один экземпляр был установлен в её спальне. Однако патент на устройство не был выдан по причине «сугубого неприличия» предмета, а затем и сама королева умерла. Сэр Харрингтон лишился поддержки в столь деликатном для того времени вопросе, а Джеймс 1 одним из первых распоряжений убрал из Елизаветинского замка и Вестминстера «эти ужасные устройства, противные человеческому естеству и наверняка оскорбляющие Бога».

Но хватит истории. Унитаз спрячьте внутри деревянного кресла, или по крайней мере сделайте унитазу деревянное сидение. Трубы в то время были свинцовыми. Вся проводка была очень дорогим удовольствием, поэтому она и украшалась соответственно: используйте кованые или чеканные орнаменты. Арматура пусть будет бронзовая. Посуду постарайтесь скрыть в дереве. Чугунную ванну поместите в альков. Деревянная ванна, как в те времена, наверное, будет перебор, а вот у Генриха 8-го, к примеру, была медная ванна. В качестве декора используйте большие куски самодельного ароматизированного (оливкового, например) мыла и кувшины — без них ванну принять было невозможно в принципе. В остальном рассчитывайте на фантазию и здравый смысл: ванных комнат в то время почти не было.

— Игорь Балькин